Все конкурсы на форуме приостановлены на неопределенное время.
|
Эфирные масла, История применения
Vostok |
Воздействие запахов на состояние души и тела человека известно давно. Еще в декоративных мотивах первобытных пещерных людей были найдены рисунки с элементами душистых растений. Возраст первых рисунков более 20 тыс. лет. Достоверные сведения о том, что люди научились выделять душистые вещества из растительного сырья, относятся к V тысячелетию до н.э.
Самым древним письменным документом, в котором идет речь о целебных свойствах растительных запахов, является клинописная табличка, найденная в Шумере. В ней упоминаются мирт, чабрец, смола деревьев, а также описаны способы пользования растительными лекарствами. Курительные свечи и кадила появляются не только в индийских книгах (VI век до н.э.) и на рисунках в святилище Канхери того же периода, но также в египетском храме Абу Симбэл, где найдена картина, на которой Рамзес II (1324-1258 до н.э.) жертвует кадила богу Птаху. В Египте широко применялись эфирные масла и другие благовония, из-за обладания которыми египетские фараоны не раз шли на кровавые войны. Король Джосер (2780 – 2760 г. до н.э.) воздвиг ступенчатую пирамиду в Сахаре, а ее главным архитектором был Имхотеп – выдающийся врач, астроном и мудрец. Некоторые ученые до сих пор считают его отцом ароматерапии. К сожалению после пожара в Александрийской библиотеке до нас дошло очень мало папирусов по медицине. Но все же по «Папирусу Эберс» (1550 г. до н.э.) нам стало известно что в древнем Египте благовония применялись для оздоровления и лечения заболеваний: жрецы лечили ароматными целебными ваннами, использовались ингаляции, ванны и души, полоскания, мази. Египтяне добавляли в пищу плоды и растения, способствующие пищеварению и профилактике заболеваний: тмин, корицу, лук, чеснок, анис, мяту, майоран, петрушку. Археологи обнаружили флаконы с благовониями в дневнеегипетских гробницах, а бальзам, мирра и ладан упоминались еще в Ветхом Завете. У древних египтян все трупы людей и даже многих животных с целью предохранения от разложения подвергались бальзамированию. При этом опорожнялась полость черепа с замещением мозга ароматическими веществами, удалялись все внутренности, а брюшная полость заполнялась пахучими смолами. Затем производились вымачивание всего трупа в растворах натронных солей и заворачивание его в непроницаемые для воздуха ароматизированные ткани. Древнеегипетские жрецы использовали эфирные масла не только для бальзамирования тела, но и лечили ими нервные заболевания. Древние египтяне нашли способы сохранения ароматов, растворяя их в жирах. Знатные египтянки после бани принимали процедуры с благовониями для сохранения здоровья и красоты. Они знали секреты контрацепции – в качестве спермицидов использовали тампоны со специальными ароматическими веществами. Из других стран в долину Нила привозили редкие лекарственные растения: кедр атлантический и ливанский, эвкалипт, коричное дерево, ладан, мирру. Когда иудеи ушли из Египта (около 1250 г. до н.э.) они взяли с собой много смол и масел. По этому в Ветхом и Новом Заветах Библии имеются многочисленные ссылки на ладан и мирру, а так же на эфирные масла – аирное, кассиевое, коричное, иссоповое, оливковое.
В Древнем Вавилоне ароматические масла специально добавляли в строительные материалы, из которых воздвигались храмы. При этом противомикробные свойства лимонного, кедрового и миррового масел обеспечивали дезинфекцию в помещении храма. За 600 лет до н.э. вавилонские купцы поставляли благовония в склянках, алебастровых и фарфоровых баночках на римский и греческий рынки, а около 500 г. до н.э. в Коринфе существовала фабрика благовоний. Последние в форме масел, мазей, смол и "корней" были символами богатства и являлись одним из ценнейших подарков, которые, например, библейская царица Савская преподнесла Соломону. Из дерева корицы, произрастающем в саду Соломона, готовили порошок для благовоний, которым помазывались священные лица и сосуды. В Евангелии от Марка так же упоминаются благовония для помазывания ног, и возлияния их на голову дорогих гостей. Мирра была одним из даров восточных волхвов младенцу Иисусу. При погребении мертвых иудеи использовали в большом количестве смирну, мирру, ладан и алоэ. Никодим при погребении Иисуса Христа принес состав из «смирны и алоэ, литров около ста». Скифские женщины (по Геродоту), беспокоясь о гигиене и аромате своего тела, толкли кипарис, тмин, кедровое дерево и полученную массу тщательно втирали в кожу. В древности явление ароматов соединялось с целительным знанием. Жрецы указывали, как пользоваться и в каких случаях применять ароматы. Так можно без всякого колдовства уследить целую лечебную систему, основанную на вдыхании и питании нервной системы через втирание. Неразрывно с ароматами стоит понятие наших эмоций...” - пишут Н. и Е.Рерих. В Коране можно встретить любопытные слова: "Духи - это пища, пробуждающая дух, а дух - это верблюд, на котором человек едет и которому удается увлекать". Греки, арабы, персы и другие народы Малой Азии, а также римляне переняли опыт древних египтян. Ценные сведения о лечебных свойствах эфирных масел получены от знаменитых ученых древности - Галена, Плутарха, Анакреона. Например, Гиппократ и его ученики использовали розовое масло для лечения многих гинекологических заболеваний и нарушений пищеварения. Плутарх в "Моралиях" пишет: "Мирра - ее приятный, освежающий дым готовит тело человека к блаженству сна. Неудачи, преследующие его в течение дня, бесследно исчезают". Анакреон рекомендовал смазывание головы душистыми маслами, которые оказывают благотворное действие на мышление, решительность и чувства. Своей известностью и признанием Гиппократ и труды его школы обязаны их прямому влиянию на развитие западной медицины и фармакологии. Он считал , что необходимо устранять причины болезней, использовать естественную способность тела к самооздоровлению, рекомендовал ежедневные ароматические бани и массаж. В «Афоризмах» Гиппократ писал: «ароматические бани полезны при лечении расстройств женских органов». Греческий врач Асклепиат (156 – 128 г. до н.э.) применял в лечебной практике «легкие» виды терапии: купание, массаж, музыку, ароматы, вино. Теофраст использовал духи, пластыри при парке. Он открыл воздействие наружно наносимых масел на внутренние органы. Грек Мегал создал препарат «Мегалейон», содержащий кассию, корицу, мирру и с успехом применял его для лечения многих заболеваний. Геродот и Демокрит посещали Египет в пятом веке до нашей эры для изучения достижений египтян в использовании лечебных трав и благовоний. Геродот первым в 425 г. до н.э. описал метод дистилляции живицы. Многие забывают об учении Диоскорида (I век н.э.), который приобрел знания о лечебных свойствах различных растениях в многочисленных походах с римскими легионерами. Им написана "Сущность медицины" в пяти томах, ставшая основой европейской медицины на многие столетия.. Неудивительно, что именно первый том имел название: «Благовония, масла растительные, мази, деревья». В городе Капуа, римские парфюмеры занимали целую улицу. Они производили в больших объемах духи, розовую воду, ароматические масла. Потребление благовоний было настолько обременительным для Римской империи, что в 65 году вышел закон запрещающий простым гражданам использовать масла корицы, ладана, лавра, можжевельника и мирры, ограничивалось выращивание розы, производство розовой воды. После падения Западной Римской империи римские врачи бежали на восток, прихватив с собой труды Галена, Гиппократа и Диоскорида, а после заката Византийской империи эти знания попали к арабам. Европа в это время вступила в период мрачного Средневековья, когда любые знания по медицине, применение их на практике считалось ересью. Арабы умело воспользовались наследием Римской империи и поставили производство ароматических веществ на промышленную основу. Знаменитый Авиценна, рожденный в Персии (980 – 1037 г.г.) усовершенствовал технологию дистилляции. Он удлинил охлаждающую трубку и согнул ее в змеевик, что значительно ускорило отгонку масла из сырья. В больших количествах производилась розовая вода. Она стала очень популярной, применялась в медицине и кулинарии и была важным товаром для торговли с другими странами.
В изготовлении духов использовались ароматы розы, фиалки, нарциссы, лилии. За всю свою жизнь Авиценна написал более ста книг, которые почти 600 лет были основным стандартом знаний в области медицины. В этих книгах он рекомендовал использовать многие лекарственные растения и различные эфирные масла в лечебных целях. Так, Авиценна писал о розовом масле, что «оно повышает возможности разума и увеличивает скорость мышления». Арабы ввели в парфюмерию мускус оказавшийся прекрасным фиксатором эфирных масел при изготовлении духов. Ароматические травы и массаж в Китае использовали еще 5 тыс. лет назад. Книга по медицине «Травник» императора Шен – Нунг написана примерно в 2700 г. до н.э. Императору Хуанди (2650 г. до н.э.) приписывают книгу «Классическая внутренняя медицина Желтой империи», в которой имеются ссылки на ароматические средства и массаж, приемы акупунктуры. Об отношении китайцев к ароматам можно судить по письмам китайского философа Ван Вей (618 – 907 г.г.): «Ароматы действуют на тебя очищающе и восстанавливающе, укрепляя твою энергию и наполняя твои мысли спокойствием и умиротворением». В Индии ароматические растения применялись примерно с третьего тысячелетия до н.э. Древняя система оздоровления Аюрведа, использует ароматические вещества для различных приемов массажа, воздействия на чувствительные точки. Одна из старейших книг о растениях – Веды, содержит сведения о базилике, корице, кориандре, имбире, мирре, сандаловом дереве. Индийские врачеватели считали, что ароматы раскрывают душу и настраивают ум. При строительстве некоторых храмов в Индии в раствор добавляли, согласно тайным рецептам, эфирные масла, что не только способствовало дезинфекции воздуха в помещении, но и создавало атмосферу прохлады, покоя, раздумья и медитации. Само слово «аромат» уходит в глубокую древность и на индо – арийском языке означает дым, ветер, запах. Благовония, масла, духи возвратились в Европу в 12 веке вместе с крестоносцами, с ними пришли и знания о способах получения эфирных масел, используемых арабами. В средние века нормандские завоеватели принесли с собой обычай усыпать пол в жилищах пахучими растениями для предупреждения инфекционных болезней. С этой же целью крестоносцы в походах носили высушенные эфиромасличные растения.
В 13 веке арабская парфюмерия завоевывает настоящую популярность в Европе. Постепенно европейцы начали экспериментировать с местными ароматическими растениями, такими как лаванда, шалфей, розмарин. В 14 веке лавандовую воду и масло продавали в аптеках. В эти же годы в Германии появилось описание аппаратов для дистилляции. Широкое распространение получила алхимия – мистическая наука о превращении простых металлов в драгоценные с помощью философского камня. После разработки технологии получения спирта в нем начали растворять эфирные масла. Первые известные духи этого типа - "венгерская вода" - раствор масла розмарина в 92% этаноле. Их создательницей была королева Елизавета, происходившая из рода Пястов. В лондонской фармакопее 1683 года читаем: "Эта вода, а точнее настойка, к удивлению, годится против всех простудных и вызванных влажностью болезней, заболеваний головы, апоплексии, головокружения, летаргии, паралича, ревматизма, спазмов, конвульсий, утраты памяти, слабоумия, комы, сонливости, глухоты, шума в ушах, нарушения зрения, головных болей, вызванных вялостью, плохим настроением. Успокаивает зубную боль, боли и слабость желудка, лечит воспаление легких, потерю аппетита, болезни печени, селезенки, кишечника, матки. Принимает и сохраняет естественное тепло, обновляет способности и функции тела, даже в старости. Немного существует средств, дающих так много хороших эффектов. Употреблять внутрь в вине или воде, протирать виски, вдыхать ноздрями". Вскоре получила популярность "Лавандовая вода", применяемая не только как духи, но и как отличное антисептическое средство для наружного и внутреннего употребления. Благодаря надежному антимикробному действию эфирные масла издревле применялись для борьбы с инфекциями и эпидемиями. Наглядным примером этому может служить тот факт, что в XVIII веке жители английского Буклесбэри спаслись от мора из-за того, что поселок был центром производства и торговли лавандой: воздух, насыщенный эфирным маслом из этого растения, обладал дезинфицирующими свойствами. Известно также, что средневековые парфюмеры из центра эфирных масел в Грассе (юг Франции) редко страдали во времена эпидемий холеры и других инфекционных заболеваний. Не болели они и туберкулезом, хотя эта болезнь носила чуть ли не повальный характер. Позднее обнаружили, что масло лаванды угнетает рост туберкулезных бацилл. Летучие растительные вещества с давних пор использовались при лечении различных заболеваний. Окуривания и примитивные ингаляции известны во многих странах. Так, в русской и украинской народной медицине траву чистотела майского использовали для "подкуривания от падучей болезни", репешком обыкновенным окуривали детей от испуга, листья дурмана курили от одышки, синеголовником полевым окуривали рожениц при трудных родах, семена белены черной употребляли при зубной боли. На Украине использовали чабрец, которым набивали матрасы и посыпали пол. Сейчас установлено, что эфирное масло чабреца содержит соединения, обладающие противомикробным действием. Русскую баню, в которой парятся вениками из полыни, дуба и вереска, можно истолковывать, как использование летучих фитонцидов, так, как в настоящее время известно, что листья этих растений, особенно молодые, усаженные многочисленными железками, выделяют целебные фитонциды. На Кавказе для предохранения от эпидемических заболеваний люди носили на шее луковицы чеснока. В России широко практиковалось лечение в атмосфере, наполненной летучими выделениями из распаренных растений - так называемое "чепучинное сидение" (от слова "чепучина" - деревянная камера для лечебных процедур). На Кавказе для лечения ревматизма ног применяли такой способ. В яме разводили костер. Пока он горел, на лугу косили траву и закладывали в горячую яму, из которой предварительно выгребали горящие угли. Больной опускал ноги в яму с травой. Сверху яму плотно прикрывали, чтобы испарения не улетучивались в атмосферу. В наследии тибетского врача Бадмаева сохранился рецепт смеси для окуривания больного и обслуживающего персонала при инфекционных заболеваниях, причем одновременно дезинфицируется и комната больного. Такой способ гораздо удобнее, чем дезинфекция помещений формалином. Рецепт имеет сложный состав. В него входят индийская смола "гугул", душистое китайское корневище, корневище аира, смола "вонючая камедь", в составе которой имеется серосодержащее масло, и ряд других трав и корней, а для обеспечения медленного сгорания добавляется уголь. В русских аптеках XIX ст. тоже имелись курительные свечи, содержащие уголь, смолы и травы, но их состав был более примитивный и действие менее сильное. К лечению летучими фитонцидами можно отнести также ингаляции паров эфирных масел и распаренных растений. Широко практиковались ингаляции паров скипидара, в Средней Азии при простуде вдыхали пары распаренной травы лаванды. В медицинскую практику вдыхание лекарственных веществ вошло с созданием в 1858 г. М.Салес-Жироном аппарата для ингаляций. В 1886 г. доктор Дж.Пембертон (изобретатель кока-колы) сообщил, что в своей секретной формуле 7Х использовал корицу, кориандр, померанец, лимон, мускатный орех и апельсин. Выдающийся французский хирург Амбруаз Паре утверждал, что особенно сильным возбуждающим действием обладают запахи шалфея и розмарина. Следует отметить, что и основоположник гомеопатии С.Ганеман успешно лечил ароматами растений многие болезни. Термин "ароматерапия" (дословно - использование запаха в качестве лекарства) впервые ввел в обиход французский химик доктор Рене М.Гаттефоссе в 1928 году. Рене занимался исследованием эфирных масел как потенциальных составляющих косметики. Однако наблюдения привели его к оценке и антисептических свойств масел. Однажды, работая в лаборатории, Гаттефоссе сильно обжег руку при взрыве. Тут же погрузил ее в лавандовое масло, случайно оказавшееся под рукой. Ожог зажил очень быстро, без нагноения или шрама. В результате Гаттефоссе заинтересовался удивительными свойствами эфирных масел. Гаттефоссе испытывал эфирные масла на пациентах в военных госпиталях и получил впечатляющие результаты, используя ромашковое, тимьяновое и лимонное эфирные масла. Выяснилось, что они оказывали не только антимикробное действие, но и одновременно ускоряли заживление ран и ожогов. Об этом в книге "Ароматерапия" Гаттефоссе написал: "… врачи и химики были бы поражены тем многообразием душистых веществ, которые могут использоваться в лечебных целях, и огромным разнообразием их химических функций. Кроме своих антисептических и антимикробных свойств, они обладают антитоксическим и антивирусным действием, имеют мощный, возбуждающий энергию эффект и заживляют раны.
В будущем их роль даже возрастет". Это пророчество сбылось. Работы целого ряда исследователей и пионеров ароматерапии способствовали этому. Так, доктор Д.Валне, вдохновленный работами Гаттефоссе, использовал эфирные масла в качестве антисептиков для лечения ран во время второй мировой войны, а также в борьбе с туберкулезом, диабетом, раком и другими серьезными болезнями. В 1964 г. Д.Вальне обобщил свои исследования в монографии под названием "Ароматерапия", ставшей настольной книгой современных ароматерапевтов. Развитию ароматерапии в значительной степени способствовала Маргарита Маури, австрийский биохимик и косметолог.
С 1940 года и до своей смерти в 1968 году она опубликовала две книги, читала лекции на эту тему, открыла центры ароматерапии в Париже, Швейцарии и Англии. Именно М.Маури объединила использование эфирных масел с массажем. Ей также принадлежит концепция отбора масел для конкретного пациента, то есть сформулирован холистический подход к ароматерапии. В настоящее время ароматерапия в странах Европы и Америки переживает настоящий бум. Даже страховые медицинские компании стали включать ароматерапию в список предоставляемых услуг. Связано это с естественным желанием людей уйти от потребления многочисленных препаратов, содержащих химические вещества. Серьезные исследования по применению эфирных масел проводились в России, а затем в СССР. В конце прошлого века русский врач В.А.Манассеин предложил применять некоторые запахи для борьбы с болезнями (воздухолечение), но не нашел поддержки современников. В 30-е годы уже нашего века биолог Б.П.Токин высказал мнение о важном биологическом значении эфирных масел как стимуляторов и ингибиторов физиологических функций организма. В те же годы советский врач А.А.Кюнцель одним из первых стал применять при неврозах ароматические ванны с сосновым и валериановым экстрактами. У больных поднималось настроение, улучшался аппетит. Эффективно использовали летучие фитонциды во время Великой Отечественной войны при незаживающих инфицированных ранах. Л.З.Гейхман первым имитирован фитонцидный фон хвойного леса в помещении для лечения больных с патологий бронхо-легочного аппарата. Фундаментальные исследования, обобщенные в многочисленных монографиях, проведены украинскими учеными А.М. Гродзинским, Н.М. Макарчуком, Я.С.Лещинской, Ю.А. Акимовым. Ими убедительно показано, что применение композиций эфирных масел повышает работоспособность человека и улучшает воздушную среду в системе "человек-машина-среда". Широко известны работы крымских ученых. Так, в Крымском НИИ физических методов лечения и медицинской климатологии им. И.М.Сеченова В.В. Николаевский, А.Е.Еременко, М.И. Говорун и другие разработали методики использования эфирных масел в качестве мощных антиоксидантных средств для выведения радионуклидов из организма и лечения лучевой болезни. Исследования, проведенные С.С.Солдатченко, А.В.Пидаевым, А.Ф.Пьянковым (Крымский медицинский университет им.С.И.Георгиевского) и Г.Ф.Кащенко (комбинат "Крымская роза") показали целесообразность применения эфирных масел и продуктов их переработки (вод и восков) в кардиологии и пульмонологии.
|
rastaman |
Первые документальные свидетельства об ароматических веществах датируются приблизительно 3-м тысячелетием до н.э.
При раскопках древнейших цивилизаций Мохенджодаро и Хараппа были обнаружены многочисленные предметы роскоши, среди прочих - глиняные баночки для благовоний. Уже 5 000 лет тому назад прекрасная половина человечества активно пользовалась косметикой, делая себя ещё более привлекательной и неотразимой.
В Библии существует 188 упоминаний об эфирных маслах и растениях, из которых они получены. При строительстве храма израильтяне использовали древесину кедра, зная её чудодейственное свойство уничтожать вирусы. Существовали специальные рецепты для священнодействий, среди множества заповедей, Моисей получил от Господа и правила сооружения алтаря, а также приготовления ароматических масел и жертвенных курений.
Во времена правления царя Артаксеркса, женщины из гарема в течение двенадцати месяцев пропитывали себя благовониями: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими, тогда девица входила к царю;
По легенде, библейская Царица Савская была непревзойденной мастерицей составлять смеси различных благовоний, дым которых мог навевать радостное настроение, вызывать любовное вожделение или, наоборот, вгонять в черную тоску. В подарок Соломону прекрасная уроженка нынешнего Йемена везла большое количество благовоний. Истории неизвестно, где впервые стали применять курение ароматических смол, трав и деревьев. Но курение благовоний было ведомо и жителям древней Индии, Юго-Восточной Азии, Африки и т.д.
Фимиам воскуривался не только в честь богов, но и гостей. Этот обычай сохранился в странах Аравии и по сей день. Дорогого гостя встречают дымящейся курительницей “мабхара”. Кстати, ее скульптурные копии украшают парки и площади многих городов в государствах Залива, став своеобразным национальным символом. Пристрастия бедуинов к благовониям понятны: пустыня не пахнет, и ароматы заставляют забыть о раскаленном солнцем воздухе.
В субтропических районах издревле произрастали разнообразнейшие эфирно-масличные растения, чьё благоухание подобно райскому саду. А вот египтянам не повезло: их страна была чрезвычайно бедна растительностью. За благовониями устраивались настоящие экспедиции, конечным пунктом которых был Пунт - крошечное государство, расположенное; где-то посреди современной Эфиопии.
Начиная с Древнего царства (2500 год до н.э.), египетские армии неоднократно вторгались на территорию Пунта, охотясь главным образом за миррой и золотом. Они стоили друг друга эти два вожделенных продукта. Грамм мирры обходился покупателям в равное количество золотого песка - так ценили египтяне желтовато-бурые куски смолы дерева коммифора. Из-за обладания благоухающим богатством фараоны не раз начинали кровопролитные войны. Сражаться было за что. Из Пунты благовония развозились по всему Ближнему Востоку и Средиземноморью.
Древний Египет был поистине великой цивилизацией в использовании и развитии ароматерапии. Ароматы нашли широкое применение в повседневной жизни древних египтян. Их использовали для дезинфекции воздуха в жилище, ухода за кожей тела, приготовления ароматических ванн, ароматизации белья, а также добавляли в пищу и вино. Египетские жрецы использовали эфирные масла не только при бальзамировании фараонов, как сказано в папирусах, но и лечили ими психические заболевания. Использовались известные антисептические свойства лимонного, кедрового, миррового масел для обеспечения дезинфекции в помещениях храма. Папирусы, написанные примерно в 2000 году до нашей эры, говорят о прекрасных маслах, отборных ароматах и фимиамах. Когда в 1817 году был открыт Эбер Папирус в нем упоминалось более 800 различных целительных рецептов и способов излечения , использующих растительные субстанции. Другой открытый папирус свидетельствовал о больших успехах египтян в излечении различных заболеваний. Большинство целебных смесей состояли из миррового эфирного масла и меда.
Древнеегипетские жрецы использовали эфирные масла во время религиозных церемоний для того, чтобы ввести собравшихся в транс и активно влиять на их сознание, подчиняя своей воле.
Знаменитые египетские мумии и те не могли бы сохраниться до наших дней в столь прекрасном состоянии без чудесных пунтских благовоний. Даже в загробный мир египтяне предпочитали уходить хорошо пахнущими. Желание нравиться во все времена обходилось недешево, и чем сильнее оно овладевало людьми, тем дороже, в конечном итоге, за него приходилось платить. Вы сомневаетесь? Тогда добро пожаловать в Афины. Жители этого почтенного и достославного города слыли в Греции самыми рафинированными франтами. Так как афиняне любили благовония, их, пожалуй, не любил никто. Я пахну, значит, я существую! - мог сказать о себе гражданин. Благоухание отличало в Аттике человека культурного от дикаря и невежды. Вслушайтесь в эти слова: бальзам, стиракс, ладан, фимиам, мирра - и перед вами откроется целый мир.
Многие благовония мы знаем именно благодаря эллинам, ибо их названия, дошедшие до нас, в основе своей греческого происхождения. В афинских храмах курился священный фимиам, ораторы источали ароматы оливкового масла, а гетеры - мяты, пальмового масла и шафрана. Существовали особые духи для волос, одежды, обуви, дома. Изысканные запахи сопровождали греков с момента их рождения до самой смерти. В Афины свозились лучшие благовония мира: из Индии нард и сандал, из Сабы и Катабана - мирра, ладан, мускус, из Персии - розовое масло. С острова Цейлон кораблями доставлялась корица, или как её называли греки киннамон, а с побережья Малой Азии - бальзам стиракс. Торговля шла не склянками, как это было прежде, а большими сосудами - лекифами. Греки поражали всех иностранцев негой и роскошью. Суровые римские воины-завоеватели поразительно быстро переняли у покоренных народов тот роскошный образ жизни, который до этого они презирали и осуждали. Страсть к благовониям завладела Римской империей. Воцарилась изнеженность и чувственность. Историки свидетельствуют: римляне душились все подряд - от мала до велика. Одежда, волосы, обувь пропитывались особыми пахучими эссенциями, в комнатах сжигался ладан, ароматные порошки употреблялись в пищу, в напитках, в воде, предназначенной для обмывания и для мебели, им посыпали постели. Римские императоры приказывали поливать пыльные улицы столицы благовониями, когда им доводилось передвигаться по ним, чтобы отбить тошнотворный запах помоек и трущоб Вечного города.
Ещё большими оригиналами были правители Востока, любившие принимать ванны из розового масла. Невероятно дорого и шикарно. Восток всегда отличался вычурностью. Китайские императоры, например, ценили преимущественно ароматы живых цветов, для чего высочайшим их повелением при дворце Гугун в Пекине были созданы Покои Благовоний, где в фарфоровых горшках росли тысячи прекрасных гиацинтов и роз, разносивших благоухание по всей территории Запретного города. А вот любимым запахом знати Средних веков был мускус. Своей резкостью он перебивал запах давно не мытых тел знатных кавалеров и прекрасных дам, ибо в те времена даже короли были вымыты лишь дважды в жизни: при рождении и перед погребением.
С мылом, ванной и душистыми веществами европейская культура познакомилась только во время крестовых походов. Возвращавшиеся из долгих странствий рыцари привозили с собой баночки с удивительными ароматами и рассказы о ежедневных омовениях неверных мусульман. Считавшие себя верхом изящества христиане пытались превзойти неверных. Алхимики срочно начинают экспериментировать с пахучими веществами, пытаясь выделить из них душистые масла и летучие эфиры.
В XI-м веке итальянские исследователи впервые получают спирт, который они используют для растворения эфирных масел. Результат превзошел самые смелые ожидания: так появились первые в истории духи. Рецепт их приготовления стал классическим. У парфюмеров появилась возможность составлять изысканные композиции, удовлетворяя самые взыскательные пожелания клиентов. Первые красавицы меняли ароматы ежедневно: всякий день они благоухали иначе, чем до этого. Как и во времена Древней Греции неухоженность воспринималась как варварство. Дурно пахнуть считалось чем-то вроде оскорбления. Искусство парфюмеров в XY-XYII вв. было востребовано как никогда прежде. Вытяжки из цветов левкоев и глициний смешивались с сухим остатком выпаренной мочи, мускус соединялся в опытах с уксусом и амброй, в розовое масло добавляли нефть. Сочетания были самые невероятные. Смешение зловоний давало порой приятный аромат, тогда как объединение в одном флаконе нескольких приятных душистых веществ - отвратительное зловоние. Путем проб и ошибок французские и итальянские мастера-алхимики пришли к удачным композициям, принесшим им всеевропейскую известность. В основе первых духов были эфирные масла из растений. Первоначально - из привычных для Средиземноморья сирени, розмарина, фиалки, ириса, нарцисса, в дальнейшем к ним присоединились и лучшие представители тропической флоры. С середины XYI-го века основной объём душистого сырья стали привозить из заморских колоний. Из тропиков Азии поступали пачули, магнолии, тубероза, иланг-иланг. Изумительно душистые цветки последнего снискали ему громкую славу: приготовленное из них масло иланг-иланг использовалось для приготовления наиболее утонченных духов.
По образу и подобию восточных курительниц католические монахи начали выпускать душистые свечи. Перед заливкой горячего воска в формы в него добавляли небольшую порцию духов. В уже готовых свечах аромат летучих эфиров выделялся после сгорания воска, наполняя помещения церкви волшебным благоуханием живых цветов. На основе цитрусовых масел в городе Колоне в далеком 1676 году приготовлен первый о-де-колон (буквально: колонская вода). По другой версии, дело было в Кёльне, и не в 1676, а в 1709 году, когда итальянец Феминис начал выпускать освежающий раствор "О адмирабль", прозванный французами, склонными всё перевирать, "О-де-колоном". Как бы то ни было именно "колонская вода" стала родоначальницей обширного ныне семейства туалетных вод, получивших название одеколонов. Её появление было сродни технологическому прорыву в неведомые доселе области парфюмерии.
|
kitsunia81 |
а почему же так мало информации о использовании ароматов нашими предками, ведь очень часто читая исторические романы про Киевскую Русь читаешь про травников, которые умели из разных зелий приготовить целительный бальзам, чайками отпаивали, да и наши предки украшали свои хатки разнотравьем, и про венички для бань тоже так очень вскользь упомянуто. Хотелось бы больше про свойства целебные наших растений знать, ведь говорят же что лучшее лечение теми травами, что растут вокруг нас. Наверняка и у нас были свои парфюмеры в древности, ане только в Египте и Индии, очень хочется своей "родной" истории про эфирные масла
|
kitsunia81 |
понравилась статейка про некоторые травы и эфирные масла из них Плющ Факт. Для любительниц кинематографа сразу скажем: плющ не ядовит. Так что название фильма «Ядовитый плющ» с Дрю Бэрримор и героиня Умы Турман с таким же именем в «Бетман и Робин» - не более чем фантастика. От чего лечит? Потеря тонуса Кашель Целлюлит Ожоги Мозоли Перхоть Сжигает лишний жир Леди-совет. Отвар из плюща не только помогает сжигать лишний жир, но и борется с целлюлитом. Дополнительное свойство - заживляет мозоли. Если новые туфли натерли ноги - просто приложите ватный диск, смоченный в отваре из плюща к «ране» и подержите минут 10. Добавлено в 15:07 ----------- Майоран Факт. Эфирное масло майорана называют «антиафродизиаком», потому что оно подавляет половое влечение. Вывод: перед свиданием не применять, любовникам нюхать не давать! От чего лечит? Астма Бронхит Простуда Аллергия Боль Кашель Бессонница Леди-совет. Используйте разбавленное эфирное масло майорана для массажа (только не для эротического!) Оно приятно разогревает кожу, снимает напряжение в мышцах и способствует улучшению подвижности суставов. Добавлено в 15:07 ----------- Розмарин Факт. Венгерская королева Елизавета считала розмариновое масло источником своих сил и энергии. Оно было компонентом знаменитой «Воды королевы Венгрии» - первых в мире духов, приписываемых Елизавете, королеве Венгрии в XV веке. От чего лечит? Ангина Кашель Диарея Повышенное или пониженное давление Головная боль Варикоз Усталость глаз Перхоть Жирная кожа Закупорка пор Рубцы и шрамы Леди-совет. Чтобы навсегда избавиться от угрей, делайте маски с эфирным маслом розмарина. Для этого в 110 мл масла-основы календулы или зверобоя добавьте 2 капли масла розмарина. Нанесите на лицо тонким слоем, дайте впитаться. Добавлено в 15:07 ----------- Шалфей Факт. Говорят, что он является противоядием при укусе змеи, но лучше не проверять, а вдруг, это просто миф? А еще, если на вашей даче хорошо растет шалфей, значит, домом управляет жена. А если, наоборот, не растет, значит, вам не стоит затевать собственный бизнес. От чего лечит? Астения Запах изо рта Болезни слизистых рта Пониженное давление Газообразование Выпадение волос Повышенное потоотделение Болезненные менструации Укусы насекомых Леди-совет. Используйте эфирное масло шалфея вместо дезодоранта! Чтобы приготовить эффективный антиперспирант, смешайте одну каплю масла шалфея с тремя ложками талька, высушите, наносите на проблемные зоны как присыпку. Добавлено в 15:08 ----------- Мелисса Факт. Другое название мелиссы - лимонная мята. Действительно, эфирное масло мелиссы имеет сильный запах лимона. Но не стоит путать два этих абсолютно разных растения - свойства эфирного масла мелиссы и лимона практически противоположны. От чего лечит? Бессонница Депрессия, меланхолия Раздражительность Похмелье Ушибы Варикоз Укусы насекомых Слабость Неяркий цвет губ Жирная кожа, угри Перхоть Леди-совет. Чтобы сузить поры, косметологи советуют применять паровые ванночки с использованием масла мелиссы. На 1 литр кипящей воды добавьте по капле масел мелиссы, лимона и майорана. Держите лицо над паром до 10-15 минут. Сначала поры раскроются, а затем, когда лицо остынет, закроются и станут менее заметными. источник http://roxy.kiev.ua
|
Polinka |
kitsunia81, спасибо, интересно и полезно. Много раз встречала, что плющ обладает дренажными свойствами, его используют если есть склонность к отекам. Мешки под глазами, например. Наверное и при целлюлите делает отток жидкостей.
|
Кликайте на баннер, устанавливайте приложение и получайте постоянный доход!
|
|